Термины «компьютеризация» и «информатизация» означают одно и тоже – возросшую роль компьютеров в жизни общества. Термин «компьютеризация» означает техническое оснащение и автоматизацию процессов, а понятие «информатизация» – социальное явление, связанное с возросшей ролью информации.

Цифровизация – это новый этап автоматизации и информатизации деятельности, который базируется не только на управлении информационно-коммуникационными технологиями, но также включает в себя накопление и анализ с их помощью больших данных для прогнозирования ситуации, оптимизации творческих процессов, привлечения новых посетителей, формирования имиджа учреждений, продвижения услуг и т.д.  Эти изменения влекут за собой массовое распространение культурных ценностей, удобство их использования и вовлечение большой аудитории в историко-культурный контекст страны, региона, муниципальной территории.

С внедрением и развитием информационных технологий изменилась деятельность учреждений культуры: на данный момент цифровизация услуг и формирование информационного пространства культурной среды – одни из самых насущных вопросов в области культурных реформ.

Процесс цифровизации изменяет модель организации творческого процесса, поведение потребителей услуг учреждения культуры, а также роль специалистов в творческом процессе на основе использования цифровых технологий. Цифровизация, в современном ее понимании, имеет целью не столько совершенствование и автоматизацию организационных и творческих процессов в учреждении, хотя это чаще всего необходимо, сколько изменение самой деятельности.

Текущий этап – непосредственно цифровая трансформация деятельности учреждения культуры.

Цифровая трансформация – это переосмысление способов организации работы сотрудников для их эффективного взаимодействия с потребителями услуг за счёт использования современных цифровых технологий и анализа данных. Очевидна актуализация цифровых технологий, цифровизация сферы культуры, поиск новых форм и технологий работы, использование новых каналов коммуникаций как внутри учреждений и отрасли, так и с целевыми аудиториями.

Цифровая трансформация циклична – технологии быстро меняются, а всевозможные сервисы обрастают новыми функциями, поэтому одно из важнейших условий успеха заключается в том, чтобы преобразование не прерывалось.

Чтобы преуспеть в цифровом мире, нужно наладить процесс постоянного развития уже имеющихся сотрудников. Это значит, что нужно оперативно определять разрывы в компетенциях и подтягивать работников до нужного уровня.